Ирина Богачек: Иррациональные установки

Современной женщине нужно уметь взрослеть, пусть даже это будет стоить ссор с близкими людьми, которые прекрасно понимают, что ею можно легко управлять, вменив липкое до жути чувство вины. 

В народе прочно укоренилось такое выражение, как «плохому танцору и балетки жмут». А что же жмет обычной среднестатистической женщине, которая боится лишний раз показаться на улице без косметики или вовсе открыть собственный бизнес? Попытаемся разобраться в этом с точки зрения психологии, в которой существует понятие «иррациональных установок» — тех самых призраков, откладывающих на потом нашу жизнь.

 

Американский терапевт Альберт Эллис определил четыре категории данных установок: оценочные, катастрофические, а также — установки долженствования в отношении себя и других. Первые, как вы уже, наверное, поняли, связаны с субъективным восприятием окружающей действительности: «как вы лодку назовете, так она и поплывет». Можно убедить себя в том, что волосы грязные уже на следующее утро и мыть их ежедневно, в действительности доводя до такого состояния, а можно пренебречь вечерними пробежками по стадиону, опасаясь насмешек со стороны прохожих, которым на самом деле нет до вас никакого дела.

Катастрофические установки вдалбливаются в голову так называемыми «моралфагами»: суровыми родителями и учителями, воспитанными в лучших традициях ханжеской морали, принуждающей будущую женщину с юного возраста спать со сложенными поверх одеяла руками. Все, кто хоть раз видел продолжение заезженного новогоднего фильма «Ирония судьбы», наверняка вспомнят слова Нади — дочери Ипполита и Надежды: «Когда я была маленькая, мне было 5 лет — вы ставили меня на стул и я рассказывала стихотворения, в 10 я пилила на скрипке, а в 16 поступила на юридический факультет. Почему я всегда должна делать то, что хотите вы?». Порой лучше переболеть радужными волосами и короткими топиками в подростковом возрасте, чем обзавестись впоследствии доброй дюжиной откормленных кошек и до гробовой доски оставаться синим чулком.

 

Отдельной эпопеей в жизни неуверенной в себе женщины являются установки долженствования по отношению к себе и свои близким. Возвращаться до девяти вечера, ежечасно отзванивать домашним на встрече изрядно полысевших и заплывших «комками нервов» выпускников, не задерживаться в магазине — все эти требования, предъявляемые женщине со стороны родителей или мужа все чаще заставляют ее регрессировать на уровень проблемного подростка, который попросту будет бояться возвращаться домой, в страхе обнаружить свои вещи на лестничной клетке. Знаете, одна моя знакомая категорически запрещала дочке наносит макияж, пока, цитирую дословно, «не сойдет с лица последний прыщ». Конечно же, все мы знаем, что тональный крем забивает поры, а от некачественного брасматика могут повыпадать ресницы. Однако, в данном случае речь идет о гиперопеке, которая вынуждает девушек мазать губы за углом дома, «чтобы мама не увидела». Так рождается чувство долга перед родителями, который и в сорок лет заставляет женщин краснеть от слова «секс».

 

Вышеперечисленный набор табу подталкивает к закономерному вопросу: как часто современная женщина может позволить себе быть женщиной в полном смысле этого слова, если она связана по рукам и ногам долгом перед своим грудным младенцем, уставшим после работы мужем и вечно переживающими родителями? Да-да, ведь даже наличие собственной семьи не освобождает маму от вопросов, а надела ли ты в +15 шапку и зачем брить ноги станком, если потом вырастает суровая мужская щетина? Вступая в брак, вынашивая и рожая ребенка, женщина автоматически выключает функцию удовлетворения личностных потребностей, с грустью в глазах проходя мимо витрин с любимыми «лодочками» на шпильках и отказывая себе даже в мизерном кусочке шоколадки. Несомненно, ничего плохого в желании реализовать себя в роли жены и матери нет, однако, впоследствии женщине все сложнее обнаружить ту демаркационную линию, которая разводит по обе стороны баррикад понятия «Я» и «Ты». То же самое касается тех, кто всецело посвящают жизнь самоотверженному служению родителям. Помните душевный русский фильм под названием «Приходи на меня посмотреть», с Ириной Купченко и Олегом Янковским в главной роли? Одинокая женщина бальзаковского возраста ограничивает себя от личной жизни ради прикованной к коляске матери, которая, напротив, стремится выдать дочь замуж. Увы, забавно такая концепция смотрится только на экране, а в реальном измерении нужно стремиться не тратить время зря, «ведь из него сделана жизнь». Это отнюдь не означает, что нужно построить забор между собой и родными, ограничиваться звонками только по праздникам или вовсе сменить город. Современной женщине нужно уметь взрослеть, пусть даже это будет стоить ссор с близкими людьми, которые прекрасно понимают, что ею можно легко управлять, вменив липкое до жути чувство вины. В противном случае, ей ничего не останется, кроме как смахивать пыль в городской библиотеке и завистливо гонять под окнами целующиеся парочки.

 

Ирина Богачек, к.психологических наук, основатель meta-energia.ru